Внешнеполитическая роль
российского государства в переходный период
Слабое
государство" как действующее лицо внешнеполитического процесса
В
последние годы много говорилось о слабости российского государства.
Представители практически всех частей политического спектра широко используют
тему упадка российской государственности и потери Россией достойного места в
мировой системе в ходе предвыборных кампаний. При этом предлагается множество
простых рецептов по укреплению государства, выходу из различных кризисов,
активной защите российских государственных интересов на международной арене.
Все
эти предложения, однако, являются не более, чем лозунгами. В отечественной
политической науке и в среде действующих политиков не предпринималось
успешных попыток проанализировать глубинные причины возникновения поистине
нового типа государства - "слабого" государства, которое мы могли
наблюдать в 1990-е годы. Слабость нынешнего Российского государства является
системным явлением. Отличительной чертой переходного периода в России
являлась (да и сейчас все еще является) значительная автономия политической
элиты. Когда институционная структура старого режима распалась, политическая
элита сосредоточила свои усилия на экономической реформе, которая вылилась в
открытый грабеж, в то время как строительство государственных институтов во
многих областях политики считалось второстепенным делом. Россия стала
квази-государством, формально обладающим государственностью, но не имеющим
политической воли, институционной способности и организованной власти для
защиты гражданских прав и обеспечения благосостояния населения. Переходный
период дал российским элитам редчайшую возможность использовать власть, не
ограничиваясь никакими устоявшимися политическими институтами или законами.
|
Foreign policy role of the
Russian state in a transition period.
The Weak state"
as the character of foreign policy process
The last years
weakness of the Russian state became the subject of many disputes.
Representatives of almost all parts of a political spectrum widely use a
theme of decline of the Russian statehood and loss of a Russia’s worthy place
in the world system during election campaigns. The set of simple recipes on
state strengthening, a way out from various crises, active protection of the
Russian state interests on international scene are offered.
However, all these
offers are no more, than slogans. In a domestic political science and among
operating politicians there were undertaken no successful attempts to analyse
the profound reasons of the establishing of really new type of the state -
"the weak" state which we could observe in 1990th. Weakness of the present Russian state is
the system phenomenon. The distinctive feature of the transition period in
Russia was (and now is) the considerable autonomy of political elite. When
the institutional structure of the ancient regime was broken up, the
political elite concentrated the efforts on the economic reform which
resulted in a robbery while building of the state institutes in many branches
of a policy was considered to be of minor importance. Russia became the
quasi-state formally possessing statehood, but not having political will,
institutional ability and the organised power for protection of the civil
rights and maintenance of well-being of the population. The transition period
gave the Russian elite the rare possibility to exercise the power, without
being limited to any settled political institutes or laws.
|