Жизнь
в Перу
Жители
Перу были условно разделены на группы, слои общества довольно давно, еще в
доколумбийскую эпоху. Разделение это было обусловлено природными климатическими
факторами. Вся страна условно разделена Андами, плоскогорья занимают около
четверти территории, но здесь проживает около половины всего населения страны.
По сути, горный массив и является причиной множества проблем, которые предстоит
преодолеть на пути к развитию и объединению населения в однородное общество.
Результатом этой своеобразной раздробленности является огромная разница в
уровне жизни разных групп населения, а также неравномерное распределение по
территории Перу различных программ в здравоохранении, образовании, юридической
поддержке.
На
первый взгляд, перуанская культура может показаться грубо разделенной на два
сообщества: туземцев и приверженцев колониальной культуры – горы и город. История
белой элиты креолов своими корнями уходит в испанскую конкисту 1536 года. Как и
многие поколения до них, большинство представителей этого класса живут в Лиме,
где гость из Европы почувствует себя как дома, благодаря наличию кафе и
супермаркетов. Сельское население также стремится не отставать от них, хотя
многие радости современного мира противоречат традиционным культурным
ценностям. Народ Анд сохраняет традиционные промыслы своих предков в стремительно
меняющемся мире. Их жизнь продолжает основываться на возделывании полей,
которые обрабатываются либо вручную, либо с использованием тягловых животных.
Общественное устройство общин, живущих в горах, сильно отличается от культуры
креолов, оглядывающихся на Европу и копирующих европейский образ жизни. Такие
сферы жизни, как работа, брак, владение землей, основаны на особой форме
организации семьи – ayllu.
Это понятие уходит корнями во времена инков. Одна из главных функций ayllu организовать бартер: каждый
выполняет часть работы и обменивается ее результатами.
На
протяжении последних 400 лет происходил долгий процесс межкультурного
смешивания, результатом которого явились метисы, являющиеся наследниками
наполовину европейской, наполовину индейской культуры. На сегодняшний день
большинство перуанцев можно отнести к этой категории. В Перу Вы можете стать
метисом не по рождению, а по выбору. Социальное разделение в Перу, таким
образом, скорее обусловлено не расовой
принадлежностью, а культурной. В Андах существует две самых крупных
этнолингвистических группы: большая из них говорит на языке кечуа; меньшая – на
языке аймара, носители этого языка селятся в основном вокруг озера Титикака, а
также в соседней Боливии. Кроме этих общих различий есть и другие: существует
также белая этническая группа, называемая morochucos со светлыми глазами и волосами. Они
разговаривают на кечуа. Народ, живущий на склонах вулкана Мисти, является
доминирующим классом в Андах. Эта часть населения относится к тем туземцам,
которым не чужды радости современного мира. Они также стремятся к образованию.
В Амазонских джунглях проживает, по крайней мере, 53 этнолингвистических
группы, несмотря на то, что около 5% населения Перу проживает в Сельве
(тропический район к востоку от Анд, покрытый джунглями).
Благодаря
своей Новой истории, Перу обладает богатым культурным разнообразием. Вплоть до
19 века землевладельцы ввозили чернокожих африканцев в качестве рабов для
работы на своих гасиендах и часто использовали их для угнетения местного
индейского населения. С 1850 по 1920 годы китайские и японские рабочие
проложили железную дорогу через Анды, а также возделывали земли в районах, где
не хватало рабочих рук. Подавляющее большинство горцев живут бедной жизнью и
лишены преимуществ, которые предоставляет населению современная национальная
экономика. Сохраняя неизменную верность наследию предков, так хорошо
узнаваемому внешним миром благодаря ярким костюмам ручной работы, бедняки Анд,
тем не менее, в равной мере жаждут разделить преимущества современного образа
жизни, который включает образование, электричество, канализацию и водопровод.
Но вместо улучшения экономического положения этих сообществ, происходит
поголовный процесс урбанизации.
Сложнее
всего охарактеризовать средний класс населения Перу. В 70х годах прошлого века
благодаря интеграции и модернизации средний класс сформировался как таковой,
как в Лиме, так и в провинциальных городах. Это произошло потому, что экономика
страны стала более многогранной, как в плане предоставления услуг, так и в
плане частного предпринимательства. В течение этого периода дороги, проникающие
в Сьерру и Амазонский бассейн, начали соединять провинции с Лимой и важными
прибрежными рынками. На сегодняшний день Лима, столица Перу, является ярким,
наглядным подтверждением всему тому, что пошло вкривь с развитием Перу. Большая
часть услуг и других ресурсов страны сконцентрирована лишь в одном городе
страны, что совершенно недостаточно для поддержки ее восьмимиллионного
населения. Пожалуй, самой яркой чертой современного перуанского общества
является многообразие стихийной уличной торговли, которая возникла из-за упадка
официальной экономики.
|